Общение по психологии, социологии, соционике, социальной работе и др.
 
ФорумКалендарьЧаВоПоискПользователиГруппыРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Lana
Администратор
Администратор
avatar

Сообщения : 215
WINNER-балл : 389
Цёмчики : 9
Дата регистрации : 2014-08-22

СообщениеТема: Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)   Ср 6 Май 2015 - 6:39



Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.

Издательство «Речь», 2007.

Эта книга адресована всем, кто работает с родителями детей и подростков: практическим психологам, учителям, работникам детских дошкольных учреждений, руководителям кружков и т.д., а также преподавателям психологии, которые смогут взять отдельные упражнения для своих тренингов и практических занятий. Авторы книги подробно освещают следующие вопросы: как сделать общение с родителями более эффективным, как сообщать информацию о ребенке, как задавать вопросы, как противостоять манипуляциям, как быть более уверенным, как справляться со своими эмоциями и как избежать ненужных конфликтов.

-----------------------------------------
ИСТОЧНИК: http://pedlib.ru/Books/7/0026/7_0026-1.shtml#book_page_top
#Тренинг #Психология #Педагогика #Книга #Коммуникативный_тренинг

_________________
Счастье не надо искать – им надо быть.


Последний раз редактировалось: Lana (Чт 4 Фев 2016 - 4:02), всего редактировалось 7 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://winner.2x2forum.com
Lana
Администратор
Администратор
avatar

Сообщения : 215
WINNER-балл : 389
Цёмчики : 9
Дата регистрации : 2014-08-22

СообщениеТема: Re: Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)   Ср 6 Май 2015 - 7:15

ВСТУПЛЕНИЕ
С давних пор профессия педагога относится к особо почитаемым и престижным, потому что учить детей — дело достойное и необходимое. Но работа педагога подчас сопряжена с противоречивыми мыслями и чувствами: не только гордостью за свою профессию, но и горечью и сомнениями в собственной компетентности, не только радостью от удачно проведенного занятия, но и отчаянием от невозможности решить возникшую проблему. Непосильная физическая нагрузка {большое количество уроков, проверка тетрадей, классное руководство), необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством людей — все это осложняет жизнь воспитателя и учителя. Именно поэтому представителям столь древней и почитаемой профессии зачастую необходима помощь специалиста, который подскажет, как справиться с негативными эмоциями, как восстановить силы после тяжелого стресса, научит техникам уверенного поведения и способам саморегуляции. И таким человеком в школе и в детском саду может стать психолог, проводящий индивидуальные консультации и тренинги по отработке определенных навыков у педагогов.
Теперь уже стало обычным явлением, что воспитатели и учителя приходят со своими заботами и проблемами к психологу. Опыт работы в образовательных учреждениях показал нам, что одной из острых проблем стала проблема общения с родителями детей, посещающих детский сад и школу. Причем множество вопросов появляется не только у начинающих специалистов, но и у опытных педагогов. Ведь, к сожалению, далеко не в каждом вузе учат, как поддерживать свой авторитет в общении со взрослыми, как распознать «трудных» в общении родителей, как противостоять манипуляциям с их стороны, как аргументировать свою позицию. Тем не менее это надо знать и уметь, но несмотря на растущий интерес педагогов к психологической науке не всегда хватает времени, чтобы прочитать всю необходимую литературу.
Для того чтобы хоть чуть-чуть облегчить труд учителей, мы переработали ту массу книг, которую они мечтают прочитать, добавили наши собственные наблюдения и опыт и создали данный тренинг. Эта книга — слово благодарности педагогам, которые воспитывали и учили нас, наших детей и станут учить наших внуков. Надеемся, что-то будет взято ими на вооружение и сделает общение педагога с родителем более плодотворным, приятным и интересным.
Книга адресована воспитателям детских садов, школьным учителям и психологам.
Теперь несколько слов об истории создания тренинга. Впервые он был проведен в 1999 году для педагогов программы «Сообщество». В разработке программы тренинга кроме авторов этой книги активное участие принимала психолог Н.М. Зубкова, которой и принадлежала идея создания тренинга. Первое испытание программы помогли нам осуществить и Н.М. Зубкова, и психолог г. Ломоносова Е.В. Карпова, а проходило оно в Знаменке, куда съехалось более 80 педагогов Санкт-Петербурга. Руководство программой обучения педагогов осуществляла О.Б. Семина, директор филиала «Санкт-Петербургский» Российского фонда по развитию образования «Сообщество». С тех пор прошло несколько лет, структура тренинга, упражнения и содержание несколько изменились, появилось много нового: новые темы, новые разделы, новые игры и упражнения. Но не все старое забыто. Часть упражнений и теоретических разделов мы взяли из тренинга 1999 года, это упражнения «Шушаника Минична», «Толстое стекло», «Что я вижу на картине?», мини-лекции «Что такое общение?», «Конфликтные типы личностей» и др.
Книга, которая является обобщением многолетнего опыта работы с родителями образовательных учреждений, с каждым годом пополнялась новыми упражнениями, играми, которыми с нами щедро делились воспитатели, учителя и психологи из разных городов России, где нам посчастливилось проводить данный тренинг. В создании главы «Формы работы с родителями» активное участие приняли О.Б. Семина, В.В. Мамаева, И.Рымарева. Мы выражаем благодарность нашим коллегам, с которыми было положено начало этой работы.
Структура книги такова, что ее теоретическая часть является лишь подспорьем для проведения тренинга и содержит материал, который мы обычно используем в мини-лекциях. Теоретического материала, представленного нами в первых шести главах, чаше всего хватает для того, чтобы донести до участников основные идеи тренинга, но его может быть и недостаточно, в том случае, если:

- группа слабо осведомлена в вопросах психологии и требует более подробных объяснений тех или иных положений;
- группа проявляет повышенный интерес к некоторым темам или теоретическим аспектам тренинга;
- тренер не имеет базовых знаний в области психологии общения, развития и здоровья;
- тренер по своему усмотрению желает расширить некоторые темы или заменить их другими.

Во всех перечисленных случаях тренер может познакомиться со списком используемой нами литературы и выбрать для себя то, что он считает необходимым при подготовке к тренингу. Основные вопросы, затронутые в теоретических главах, перенесены из реальной практики, из запросов педагогов, работающих в детских садах и школах Санкт-Петербурга и многих городов России и ближнего зарубежья. Вероятно, рассматриваемые в книге проблемы могли быть проанализированы полнее и глубже, но, как показала практика, представленного материала оказывается достаточно, чтобы оказать помощь педагогу и не перегружать его лишними научными сведениями, которые он может при необходимости получить в рекомендуемых книгах.
Глава 8 содержит план проведения четырехдневного тренинга и описание основных его этапов. Разумеется, это примерная схема тренинга, которую можно менять, упрощать или использовать отдельные блоки и упражнения для проведения семинаров, деловых игр и т. д. для работников образовательных учреждений. Так, многие коллеги отмечают, что проведение 1—2 упражнений и игр и их обсуждение вполне достаточно для двух-трех часовой встречи с педагогами. Большая часть игр приемлема для групповой коррекционной работы, проводимой психологом с детьми и подростками. Некоторые упражнения могут быть включены в структуру практических занятий при подготовке студентов высших и средних учебных заведений по курсу «Психология».
Приложения к тренингу адресованы непосредственно тренеру или практическому психологу, который готовится проводить данный тренинг или отдельные упражнения. Эти материалы мы включили в книгу для того, чтобы сэкономить время наших коллег на подготовку раздаточного материала. Кроме того, в данном разделе приводятся некоторые варианты выполнения упражнений участниками наших семинаров, что, надеемся, также поможет тем, кто впервые обращается к работе по этой теме.

_________________
Счастье не надо искать – им надо быть.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://winner.2x2forum.com
Lana
Администратор
Администратор
avatar

Сообщения : 215
WINNER-балл : 389
Цёмчики : 9
Дата регистрации : 2014-08-22

СообщениеТема: Re: Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)   Ср 6 Май 2015 - 8:35

Глава 1. ОБЩЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА

Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» (Психологический словарь, 1997, с. 232). Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека. Только при помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью, горем, передавать информацию.
Известно, что одними из первых специалистов, почувствовавших необходимость в обучении навыкам общения, стали бизнесмены. Так, например, Джон Рокфеллер, подчеркивая, что умение взаимодействовать с партнером — первое из важнейших условий эффективности продаж, говорил, что он готов платить за обучение искусству общения гораздо больше, чем за любой другой товар.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому учителю, воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями. Но прежде чем говорить о конкретных навыках, проанализируем сущность понятия «общение» и его роль в успешности профессиональной деятельности педагога.
Общение — это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В. А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. Он считал, что там, где нет культивирования этой потребности, никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким подчинением и руководством невозможно возместить убогость воспитания.
Дается человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причем научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. И именно поэтому при обучении педагогов конструктивному поведению при взаимодействии с родителями так важна отработка определенных навыков в конкретных ситуациях. В связи с этим одной из эффективных форм обучения может стать не лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику, используя уже имеющийся у него жизненный опыт, приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с окружающими.
В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. «Высокая техника педагогического общения — не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства» (Скаткин М. И., 2000, с. 6). Именно поэтому обучение и отработка навыков общения становятся первоочередной задачей педагога, стремящегося к эффективному взаимодействию с коллегами, с детьми и их родителями, а также психолога детского сада, школы, колледжа или вуза.
Проведение семинаров, тренингов, посвященных теме «Общение», в настоящее время стало характерной особенностью внутренней политики многих организаций, в том числе и образовательных учреждений, что повышает актуальность этой темы и требует специальной подготовки психологов.
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения. В психологии выделяют три составляющие общения: интерактивное, перцептивное и коммуникативное.
Так, перцептивная сторона включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения. Коммуникативная составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями, сведениями, желаниями, — это то, что мы говорим. Интерактивная сторона подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров или обоих участников взаимодействия.
Представители разных профессий по-разному могут воспринимать одного и того же партнера по общению, выделяя при этом различные особенности собеседника (являющихся, на их взгляд, более важными). А. А. Бодалев (1982), изучая особенности восприятия учителей, отметил, что они очень хорошо запоминают и могут описать по памяти осанку, жестикуляцию, мимику и речь своих учащихся, а также состояние их одежды. А исследования К. Меэр (1993) группы взрослых женщин разных профессий показали, что учителей отличает более высокое воздействие на людей, большое количество коммуникативных навыков, использование выразительных движений, мимики и жестов, хорошая чувствительность в сфере общения, развитый манипулятивный стиль.
Традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным — жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы и др.; к паралингвистическим — тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д.
В некоторых случаях, в том числе и в ситуациях педагогического общения, одна из сторон испытывает трудности при вступлении в контакт с партнером. Иногда педагоги, не имеющие достаточного опыта взаимодействия с родителями и обладающие к тому же определенными личностными чертами (стеснительность, неуверенность в себе и др.), со страхом думают о предстоящей беседе с какой-либо мамой или бабушкой, а тем более о выступлении на родительском собрании. Для тех, кто испытывает неуверенность и даже страх перед публичным выступлением, 8. Квинн (2000) приводит такие рекомендации:

- смириться с тем, что казусы при публичном выступлении неизбежны;
- сохранять самообладание;
- с достоинством выходить из трудных положений;
- прощать самому себе оплошность (тогда и другие простят);
- тренировать навык уверенного выступления на практике как можно чаще;
- записывать и прослушивать свои выступления на аудиои видеопленку, анализировать их;
- оставаться самим собой, каким вас знают ваши близкие и сослуживцы.

В случаях возникновения особого беспокойства желательно заранее позаботиться о нескольких «заготовках» начала беседы.

_________________
Счастье не надо искать – им надо быть.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://winner.2x2forum.com
Lana
Администратор
Администратор
avatar

Сообщения : 215
WINNER-балл : 389
Цёмчики : 9
Дата регистрации : 2014-08-22

СообщениеТема: Re: Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)   Чт 4 Фев 2016 - 3:15

СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С «АУДИАЛАМИ», «ВИЗУАЛАМИ», «КИНЕСТЕТИКАМИ»

В нейролингвистическом программировании выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам». Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками». Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип — «дискреты». «Дискреты» — это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических доводов.
Каждому типу людей присущи определенные черты, проявляющиеся в речи, позах, взглядах, поведении в конфликтных ситуациях и др. (Пуселик Ф., Люис Б., 1995). Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории, чаще всего каждый из нас обладает некоторыми чертами и тех, и других, и третьих. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории. Умение определить ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей его внешних проявлений необходимо педагогу для построения эффективного общения. Перечисленные в таблице 1 характерные черты «аудиалов», «визуалов», «кинестетиков» и «дискретов» могут помочь определить ведущий вид восприятия, лучше понять собеседника (родителей, коллег, учеников) и наладить конструктивное общение с ними.
Таблица 1
Паттерны поведения людей с различным доминирующим типом восприятия


Внешние проявления поведения
«Визуалы»
«Кинестетики»
«Аудиалы»
«Дискреты»




СловаЯркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижуПрочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкийТон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притихГоворя на языке цифр, разумный, логический, знаю, понимаю, ситуация, требует, аргументы


ПозаПрямая, расправленная, голова и плечи приподнятыИскривленная, согнутая, голова и плечи опущеныГолова наклонена вбокСкрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова


Телодвижения
Движения скованы, судорожныДвижения свободные, плавныеДвижения то скованы, то свободныДвижения не гибкие



ДыханиеВысокое, грудноеНизкое, брюшноеВ полном объемеОграниченное

Тембр, сила, темп голосаВысокий, чистый, быстрый, громкийНизкий, медленный, мягкийМелодичный, ритмичный, меняющийсяМонотонный, прерывистый, густой



Направление взглядаНад окружающимиПод окружающими (снизу вверх)Глаза опущеныСмотрит над толпой


Особенности взглядаПосмотрит, чтобы услышатьСкорее прикоснется, нежели посмотритЧтобы услышать, не смотритНикакого зрительного контакта


Поведение в конфликте (категории В.Сатир)Обвинитель, принимает агрессивную позу, показывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя безуспешнымУмиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощнымОтвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него делаКомпьютер, много и нудно говорит. Может чувствовать себя уязвимым


Так, для «визуалов» чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятыми головой и плечами, высокий и чистый голос, быстрая громкая речь, взгляд над окружающими (в связи с этим «визуалов» зачастую воспринимают за гордецов). Как правило, на родительских собраниях родители-«визуалы» тщательно конспектируют сказанное учителем. В случае, если им необходимо заполнить анкету или письменно ответить на какие-либо вопросы, педагогу следует учесть, что инструкция по заполнению документа должна быть предоставлена таким родителям в письменном виде.
Поскольку «визуалы» большое внимание уделяют одежде, стремятся выглядеть опрятно и носить подходящую по стилю и цвету для конкретного случая одежду, педагогу, готовясь к встрече с ними, желательно учесть эту особенность и одеться более тщательно, выбирая детали костюма. Имидж педагога играет важную роль для родителя-«визуала», очень наблюдательного в мелочах. Большое значение при подготовке к встрече с родителями -«визуалами» имеют также обстановка и порядок в кабинете, в котором предполагается проводить беседу.
Родители, относящиеся к категории «аудиалов», встречаются достаточно редко. Обычно они могут выполнять данную им устно инструкцию сразу и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы родители сами проговорили свою проблему вслух, что, в свою очередь, может послужить удачным отправным моментом для ее разрешения. Включению таких родителей в диалог с учителем или воспитателем могут послужить такие фразы, как «Давайте поговорим...» или «Выслушайте меня...» и др.
В некоторых ситуациях решения проблем в классе или группе детского сада педагог может использовать ролевые игры, в процессе которых родители-«аудиалы» способны в большей степени проявить свои способности.
Поскольку для «кинестетиков» характерны энергичность, неусидчивость, трудности при необходимости длительное время удерживать внимание на одном объекте, родителям, относящимся к данной категории, тяжело выдерживать продолжительные родительские собрания, длительные монологи. Если педагог объясняет такой маме или папе способ решения задачи или выполнения упражнения, лучше не давать долгих устных инструкций, а совместно выполнить 1-2 задания.
Общаясь с родителями-«дискретами», педагогу желательно приводить факты, цифры и следить за логичностью своих доводов.
Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от доминирующего канала восприятия, и говорить с людьми на их языке, используя их активный словарь — важный фактор успешного общения в системе «педагог—родитель». Другим не менее важным и одним из основополагающих факторов, влияющих на эффективность взаимодействия педагога с родителями, является умение слушать и слышать собеседника.


_________________
Счастье не надо искать – им надо быть.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://winner.2x2forum.com
Lana
Администратор
Администратор
avatar

Сообщения : 215
WINNER-балл : 389
Цёмчики : 9
Дата регистрации : 2014-08-22

СообщениеТема: Re: Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)   Чт 4 Фев 2016 - 4:01

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Профессор Тим Бригхаус на конференции, посвященной проблемам образования, проходящей в Германии (Loccum) 25 октября 2000 года, назвал несколько основных профессиональных качеств, присущих эффективно работающим педагогам, среди которых (вторым по списку!) стоит умение хорошо слушать (Sharp Р., 2001). К сожалению, пока не у всех это хорошо получается.
Одна из проблем, с которой встречаются учителя в своей работе, — это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. С одной стороны, в некоторых ситуациях бывает очень трудно дать какие-либо конкретные советы родителям. С другой стороны, когда педагоги все же дают рекомендации, многие родители не воспринимают их должным образом, не всегда реагируют на них, не всегда понимают их правильно. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь.
Детский психотерапевт Катрун Гельдард и консультирующий психолог Давид Гельдард из Австрии в своей книге «Консультирование в повседневной жизни» (Geldard K., Geldard D., 2003) рекомендуют всем, кому по роду деятельности необходимо помогать другим людям, прежде всего научиться внимательно слушать. Человек, которому мы оказываем помощь, нуждается в том, чтобы почувствовать свою значимость и уважение к себе. Только тогда он может в полной мере раскрыть нам свои проблемы и готов выслушать наши рекомендации. «Лучший способ помочь человеку почувствовать его значимость — это активное слушание, сфокусированное на его проблеме» (там же, с. 69).
Внимательное слушание также поможет нам получить важную информацию об ученике или воспитаннике детского сада, которая в дальнейшем даст возможность грамотно и целенаправленно строить отношения с ребенком и реализовать его потенциал в учебном процессе.
Теоретически каждый осознает необходимость обучения навыкам слушания, однако на практике зачастую происходят обидные недоразумения именно из-за отсутствия этого умения. При обучении педагогов навыкам общения для иллюстрации важности умения слушать психолог может использовать такие упражнения, как «Испорченный телефон», «Вера Коркина» (приведены далее) и др.
Как научиться не только эффективно слушать, но и слышать, воспринимать максимальный объем информации — вопрос достаточно сложный. Прежде всего, стоит разобраться, почему мы теряем и искажаем то, что говорит партнер по общению. Помочь в этом может схема, предлагаемая Мадэлин Беркли-Ален. На рис. 1 это схема приведена в нашей модификации.
СХЕМА:
 
Как видно из схемы, содержание передаваемого рассказа может быть значительно искажено вследствие работы так называемых фильтров слушания. Наши установки на общение с родителями (очень часто таковой бывает установка: «Родитель — причина всех проблем ребенка, поэтому он должен...»), наш опыт общения (зачастую негативный: «Все равно толку не будет от «душеспасительных» бесед»), уровень эмоциональной включенности в ситуацию (особенно в конфликтных ситуациях), а также недостаточное развитие навыков слушания, — все это приводит к тому, что в процессе общения отдельные детали информации теряются или подменяются другими (удобными и значимыми для нас), а иногда искажается и смысл сказанного партнером.
Для того чтобы процесс общения оказался более эффективным, педагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания. К эффективным техникам слушания относят рефлексивное (активное) слушание, которое включает в себя следующие приемы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.
Дословное повторение подразумевает воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают. Перефразирование подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот прием позволяет проверить, насколько правильно мы поняли партнера по общению.
Резюмирование представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящего. Данный прием позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости — подвести беседу к заключительному этапу.
Все три техники являются действенными в процессе общения. Так, дословное повторение можно использовать в беседе с не слишком разговорчивыми родителями. Эта техника будет возвращать их к сказанному и побуждать к тому, чтобы добавить дополнительные детали. Перефразирование особенно полезно в тех случаях, когда мы не уверены в том, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование желательно использовать с многословными родителями, что позволит продвигаться в переговорах вперед более быстрыми темпами.
Таким образом, активное слушание, подразумевающее умение слышать информацию и воспринимать чувства говорящего, способствует улучшению общения.
Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный), который на определенных стадиях беседы также может помочь достичь желаемых результатов.
Нерефлексивное (пассивное) слушание — это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да...», «Угу..», «Понимаю...», «Приятно слышать» и т. д. Этот стиль слушания можно использовать в тех случаях, когда родитель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ более длинными репликами нецелесообразно.
Для того чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться рекомендациями М. Беркли-Ален (1997), которые мы приводим ниже (в скобках даны наши комментарии).

1. Не перебивать собеседника.
2. Не переводить обсуждение на другую тему (если для этого нет особой причины).
3. Не позволять себе отвлекаться.
4. Не задавать лишних вопросов («не допрашивать»).
5. Не пререкаться с собеседником (если вы не согласны, выслушайте и убедитесь, что поняли верно, после чего используйте аргументы).
6. Не навязывать свои советы (давать лучше в тактичной форме, например: «Может быть, лучше попробовать...», «Мама одного из моих учеников в подобной ситуации поступила так...»).
7. Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего.

Однако на практике очень часто общение может быть затруднено как из-за личностных особенностей, так и из-за неконструктивных стратегий и позиций, выбранных в процессе слушания участниками общения.
Мадэлин Беркли-Ален выделяет следующие негативные роли слушателей:

1. Симулянт — делает вид, что слушает, но думает о своем.
2. Зависимый слушатель — старается произвести впечатление внимательного слушателя; поглощен своими ощущениями от слушания, теряя при этом нить повествования.
3. Перебивала — перебивает, так как думает, что забудет то, что хотел сказать.
4. Слушатель, погруженный в себя, — теряет нить разговора, не обращая внимания, интересно ли собеседнику, насколько хорошо идет обсуждение.
5. Слушатель-интеллектуал, или слушатель-логик, — слушает только то, что хочет, не обращая внимания на эмоциональную сторону.

Наряду с данной классификацией существуют и другие. Так, например, Н. В. Казаринова(2001) предлагает иную типологию «плохих» слушателей:
1. «Псевдослушатель» — делает вид, что слушает, кивает головой, говорит «Угу..», но думает о своем.
2. «Самовлюбленный» слушатель — хочет, чтобы слушали только его.
3. Слушатель-«сочинитель» — не дослушивает до конца, а составляет свою версию окончания рассказа.
4. Слушатель-«пчела» — слушает только то, что интересно, все остальное пропускает.
5. Слушатель-«жало» — ждет, когда собеседник допустит ошибку, чтобы затем говорить только об этом.

Владея информацией о ролях слушателей, педагог, общаясь с родителями, может, определив ту или иную роль, которой придерживается мама или папа, подстроиться под его манеру и выбрать для себя более успешную стратегию. Так, имея дело со «слушателем-интеллектуалом», желательно оперировать цифрами, фактами, попытаться отстраниться от эмоциональной стороны случившегося. Общаясь с «псевдослушателями», придется время от времени задавать ему открытые (требующие развернутого ответа) вопросы.
С «самовлюбленным» слушателем поможет техника резюмирования, показывающая партнеру, что его слышат, и позволяющая перейти на следующий этап переговоров.
Зная, что перед ним — слушатель-«сочинитель», педагогу лучше уже в самом начале встречи регламентировать ситуацию. Например, для этого можно предупредить, что сначала родители услышат информацию учителя, и лишь после этого предстоит обсуждение. Если при этом педагог добавит, что впереди их ждет напряженная работа, большинство родителей будет останавливать «сочинителя» даже без просьбы педагога.
Если же в аудитории появится слушатель-«жало», педагогу в случае, если он действительно оказался не прав, лучше признать свою ошибку. Если же он не согласен с претензиями собеседника, желательно не вступать с ним в спор тут же (сбивая план мероприятия или беседы), а пригласить его для продолжения дискуссии в другой день или час. Таким образом, в общении с родителями, какой бы роли они ни придерживались, необходимо показать ваше уважение к ним, при возможности — подстроиться, но продолжать основную линию поведения, выбранную для проведения конкретного мероприятия.

_________________
Счастье не надо искать – им надо быть.


Последний раз редактировалось: Lana (Чт 4 Фев 2016 - 4:32), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://winner.2x2forum.com
Lana
Администратор
Администратор
avatar

Сообщения : 215
WINNER-балл : 389
Цёмчики : 9
Дата регистрации : 2014-08-22

СообщениеТема: Re: Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)   Чт 4 Фев 2016 - 4:02

продолж. http://pedlib.ru/Books/7/0026/7_0026-15.shtml#book_page_top

_________________
Счастье не надо искать – им надо быть.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://winner.2x2forum.com
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)   

Вернуться к началу Перейти вниз
 

Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Психология. Социология. Социальная работа. :: ПСИХОЛОГИЯ :: Книги-